«Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности — для строительства жилищ и производства стали, для лечения больных и государственного управления. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений. В наших знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей (представим себе, что людям не удавалось бы закреплять и передавать последующим поколениям полученные знания; в этом случае каждое новое поколение начинало бы историю с чистого листа и мы сегодня жили бы так же, как наши далекие предки).
Конечно, не все накопленные знания становятся достоянием отдельного человека. При всем огромном потоке информации, который обрушивается на нас, каждый усваивает, перерабатывает и в дальнейшем использует лишь некоторую его часть. По своему составу эти знания разнообразны.
Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека. Этот круг вопросов был и остается в центре внимания философов.
1. Презентация по теме. ИсточникПознание мира,чувственное и рациональное Познание
2. Познание как деятельность. Источник. ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. Чувственное и рациональное познание. Источник.
Чувственное и рациональное познание
4. Домашнее задание.
А) Ниже приведу отрывок из книги современного американского социального психолога Р. Солсо.
Как мы распознаем образ
Суть аналитического парадокса заключается в следующей проблеме:начинается ли распознавание паттерна с анализа его составных частей (по принципу переработки "снизу-вверх") или с выдвижения гипотезы о целом паттерне (по принципу переработки "сверху-вниз"). При принципе "снизу-вверх" распознавание частей целостной "картинки" служит только основанием для распознавания целого, а принцип переработки "сверху вниз" заключается в выдвижении гипотезы о целом, которая позволяет его идентифицировать, а потом только и происходит опознание его составных частей.
Одна из гипотез, о которой говорится в тексте, предполагает распознавание паттернов и форм с помощью "сравнения с эталоном". Я попыталась схематично изобразить отдельные части человеческого лица.
По-моему, они распознаются легко, если мы соотносим их с целым - с лицом. Этот пример доказывает справедливость гипотезы распознавания в "сравнении с эталоном" . Зрительное опознание частей лица начинается тогда, когда в нашем сознании всплывает "эталон" - лицо. Но также мы распознаем эти части благодаря тому, что в голове появляется именно образ "целого".
Это иллюстрирует мысль текста, в которой говорится об "аналитическом парадоксе". Таким образом, можно сделать вывод о том, что все способы познания взаимосвязаны. Опознание частей и целого может происходить одновременно в направлении снизу вверх и сверху вниз, а также в "сравнении с эталоном".
Б).Следовательно, отдельные формы чувственного и рационального познания, а также эти два вида познания неразрывно связаны. Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление содержат элементы, присущие мышлению. Хотя восприятие относится к формам чувственного познания, в нем присутствует и смысловой момент - понимание вещей, которые мы видим.
Проиллюстрировать это можно следующими примерами:
- Мексиканского художника Октавио Окампо привлекают классические испанские мотивы. Кажется, достаточно одного взгляда, брошенного на его картину, чтобы угадать название: „Дон Кихот“. На самом деле она называется „Дон Кихот и Санчо Панса“, потому что на ней рядышком едут верхом два неразлучных персонажа романа Сервантеса. А если смотреть издалека, то две фигуры сливаются в лицо знаменитого Рыцаря печального образа.
Чем дольше мы будем присматриваться к работам Октавио Окампр, тем больше спрятанных изображений нам удастся найти.
Цветы вдруг станут лицами:
Лицо девушки спроектируется лошадью:
Итак, мы видим абсолютно разное изображение на данных картинах а зависимости от того, какой смысл придает им наше сознание. Но само изображение в это же время статично, остается неизменным. Что же может повлиять на содержание увиденного изображения? Во-первых, это смысловая установка. Во-вторых, это органы чувств, индивидуальный опыт, культурно-исторический опыт, которые, конечно же, у каждого человека различаются.
Так понравилось! Ты рисовала черно-белые рисунки?
ОтветитьУдалитьЕкатерина, великолепная работа! Не устаю восхищаться Вашей глубиной работы над учебным материалом! Особенно здорово, что Вы привлекаете и личный опыт - собственные наброски оказались абсолютно в тему!
ОтветитьУдалитьНемного мыслей по поводу:
- посмотрите шрифт, он кое-где прыгает: разные размеры, разные шрифты;
- эта тема открывает новый раздел - "Познание", так что, раз пользуетесь ярлыками, можно ввести новый;-)
Да, рисовала я.
ОтветитьУдалитьСпасибо за комментарии!