четверг, 9 мая 2013 г.

Культура и духовная жизнь

Помимо экономической, социальной и политических сфер жизни людей, цивилизация включает еще один важный момент - культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций.
Что же такое культура, из каких элементов она состоит и какое место занимает в жизни человека и общества?
Что такое культура?
Термин "культура" - латинского происхождения. Первоначально он означал “возделывание, культивирование почвы”, но в дальнейшем получил более широкое толкование. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свои определения. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Обратимся к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства и т. д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры. телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре.

Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. И не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии.В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. 
Традиции и новаторство в культуре
Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре. Преемственность как закономерность развития, например науки, можно проиллюстрировать такими известными фактами: обнаружение В. Рентгеном невидимых лучей привело А. Пуанкаре к гипотезе о связи между этими лучами и явлением флюоресценции; А. Беккерель, проверяя данную гипотезу, случайно зафиксировал неизвестное ранее самопроизвольное излучение урана, что, в свою очередь, привело супругов Кюри к открытию радия и явления радиоактивности у ряда других элементов. 
Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Например, обычай отмечать весенний праздник масленицы знаком еще со времени древних славян, а правило этикета пропускать женщину вперед дошло до нас из периода матриархата. Творцами традиции были люди, жившие в различные эпохи. 
 Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение. Творчество Шекспира так же не может заменить творений Данте, как творения Данте - произведения великих трагических поэтов древности. Однако художественное произведение, созданное в 19 веке, читателями 20 века воспринимается совершенно иначе. Это происходит не только потому, что изменилось общество (его экономика, политика, духовная сфера), но и потому, что изменился его духовный мир, его культура. Появились новые творцы, оказавшие произведениями влияние на сознание людей. 
Но формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Речь идет о новаторстве в культуре. Конечно, не каждое новаторство есть творчество. Создание нового становится творчеством тогда, когда оно приобретает общественную значимость, получает признание других людей. 
Правда, бывает и так, что произведения искусства или научные открытия не находят признания у современников. Но если это подлинные духовные ценности, то время их приходит, и последующие поколения воздают им должное. Так было, например, с трудами К. Циолковского, принципом сохранения материи и движения М. Ломоносова, картинами художников-импрессионистов. 
Различные подходы к трактовке культуры: 
 Философско-антропологический: культура - это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества. 
 Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное». 
 Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие. 
Функции культуры:

  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе; 
  •  оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций; регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения); 
  •  информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений; 
  •  коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение; 
  •  социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий